Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Через тернии к звёздам

   
 

 «Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…»
                                                                                                                                      Ф. Шаляпин

Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Нужно искать такие формы работы, которые будут воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в отдаче полученных знаний и умений. Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Литературные конкурсы во всех их проявлениях являются оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания.   

 Творческие мероприятия  дают простор воображению, могут освободить внутренний мир ребенка. Каждый в них может найти что-то своё. Они формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство "локтя” партнёра, помогают в преодолении смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить самого себя. Творчество превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего "я” и выразить их.

 Смысл развития эмоциональной сферы заключается в том, чтобы научиться выстраивать отношения в любых условиях, научить избегать ссор, скандалов и обид на пустом месте.  Проявлять свои чувства необходимо, но и не менее важно уметь свои чувства вовремя удерживать. Такому контролю, а точнее, саморегулированию эмоций можно и должно учиться. А главным достижением воспитанников станет умение общаться друг с другом и с миром взрослых, владение культурой поведения как нормой общественной жизни, умение анализировать жизненные ситуации и взаимоотношения окружающих, умение регулировать эмоции и самостоятельно руководить ситуацией, пограничной с конфликтом.

Одарённые дети-актёры далеко не всегда успешны в учебной деятельности. По основным школьным дисциплинам они (такое случается!) не добиваются высоких результатов, а иногда откровенно не успевают. Это не значит, что природа не наделила их способностями. А точнее, наградила теми талантами, которые нечасто можно продемонстрировать во время учебных занятий. Для таких ребят возможность блеснуть и проявить себя в учебные часы обычно равна нулю. Однако именно творческие конкурсы дают таким детям яркий зелёный свет и широкую улицу, позволяют им показать свои возможности, удивить окружающих и почувствовать удовлетворение от ощущения собственной значимости, чего обычно такие мальчишки и девчонки лишены.  А затем и в учебные будни начинаются чудеса и сдвиги там, где, казалось бы, никто этого не ждал. И дело не только в том, что может элементарно вырасти успеваемость. А в том, что у вчерашних школьных изгоев вырастают крылья. Не пятёрки являются главной целью. Гораздо нужнее, чтобы человек стал Человеком. Именно Человеком с большой буквы, с полным набором нравственных качеств, свойственных такому индивиду. «Скажите, если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» – задал миру вопрос великий поэт Владимир Маяковский. Зажигать звёзды – занятие поистине увлекательное, но и очень ответственное. У другого нашего известнейшего писателя Константина Паустовского есть такая интересная мысль: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Вот обеспечить эту «пищу» вовремя и, самое главное, адресно, с учётом всех особенностей личности ребёнка, – в этом я как педагог вижу свою первостепенную задачу. Духовный голод чреват не меньшими последствиями, чем отсутствие еды как набора жиров, белков и углеводов. Увы, добровольная или вынужденная дистрофия духа уже страшна не понаслышке. Когда личность не ощущает своего человеческого достоинства, чем тут можно помочь? А проблема  становится эпохальной!

Большинство ребят, с которыми мне приходилось работать, – это так называемые дети «группы риска» со  всевозможными нарушениями  в эмоционально-личностной сфере. И здесь требуется особый такт и терпение, ведь у таких ребят проблемы не столько с актерским воплощением режиссёрского замысла, сколько проявляются недостатки внимания, воображения, плохая память, отсутствует мгновенная реакция, не развито чувство партнёрства, да и поведение далеко не образцовое. Любой человек может растеряться при неожиданных обстоятельствах, а таким детям ещё труднее выпутаться из сложного положения. Присутствие  на сцене не исключает таких неприятных ситуаций, скорее, именно их и провоцирует. Так что педагог, работающий с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии и недостатки в эмоционально-волевой сфере, существует, чуть ли не в боевых условиях, т.к. постоянно рискует, доверяя успех мероприятий ребятам, на которых, в общем-то, полагаться опасно. Конечно, бывают и творческие неудачи, но чаще всего такой риск оправдан, потому что у любого, даже самого, по общественному мнению, безнадёжного ребёнка, растёт самооценка, когда он видит, что в него верят, от него ждут помощи, в нём нуждаются, от выполнения  его части задания зависит общее дело. Никто не хочет выглядеть в дурном свете, каждый проявит максимум того хорошего, на что он способен. И тут нас ждут приятные сюрпризы.  Подготовительная работа с такими детьми носит особый характер. Важно не только правильно поставить ударения и донести авторскую мысль до публики, но и помочь ребёнку кое-что понять. Например, что эта работа даёт лично ему? На какую очередную высоту это его поднимает? Без покорения высоты  любое выступление становится суетным и бессмысленным. Обязательно нужно ощущать себя внутренним альпинистом, штурмующим недосягаемую высоту. Дети даже с богатым опытом выступлений должны это ощущать.

            Но я не хочу ориентировать ребят на «актёрство».  Поэтому я сознательно стараюсь отойти от слова «театр» и выбираю несколько иные приоритеты.  Скорее всего, мои ученики никогда не станут профессиональными артистами.  Это нормально и естественно, даже если у некоторых ребят есть несомненные актёрские данные. Пусть на какое-то время сцена подарит детям звёздный миг, позволит ощутить сладкий вкус успеха и испытать чувство собственной значимости. И вовсе не нужно моим ученикам в массовом порядке после окончания школы штурмовать театральные вузы. Свою задачу я вижу не в этом. Главное, чтобы состоялись личности, состоялись благодаря качествам, которые они приобрели, занимаясь театральным искусством.

                         Учитель русского языка и литературы МБОУ ЕСШ №9 Алифиренко Ольга Борисовна


скачать dle 10.6фильмы бесплатно